Возраст: 83 (со дня рождения)
Возраст смерти: 52 года
Фрэнк Винсент Заппа (Frank Vincent Zappa). Родился 21 декабря 1940 года - умер 4 декабря 1993 года. Американский композитор, певец, мультиинструменталист, продюсер, автор песен, музыкант-экспериментатор, а также звуко- и кинорежиссёр.
За более чем тридцатилетнюю карьеру охватил такие жанры, как рок, джаз, академическую и конкретную музыку. Выпустил более 60 студийных альбомов, которые записывал как со своей группой The Mothers of Invention, так и сольно.
Музыкант-самоучка. Ещё подростком увлекался ритм-н-блюзом, а также творчеством авангардного исполнителя Эдгара Вареза. Во время учёбы в средней школе начал сочинять симфонические произведения и играл на барабанах в ритм-н-блюзовой группе, в которой позднее перешёл на электрогитару.
Смесь разнообразных музыкальных жанров привела его к созданию музыки, которую часто невозможно было причислить к какому-либо одному стилю. Его дебютный альбом Freak Out! 1966 года представлял собой сочетание рок-н-ролльных песен с различными импровизациями и студийными звуковыми эффектами. Его последующие альбомы также разделяли этот эклектичный и экспериментальный подход, независимо от того, был ли основным жанром рок, джаз или классическая музыка. В сатирических текстах своих песен резко критиковал общее образование и религию, в то же время защищал свободу слова, пропагандировал самообразование и участие в политической жизни, выступал против цензуры.
Несколько альбомов Заппы имели коммерческий успех, особенно в Европе, благодаря этому он мог на протяжении бо́льшей части своей карьеры работать вне зависимости от звукозаписывающих лейблов. Работы Заппы нашли широкий отклик у музыкальных критиков и оказали заметное влияние на творчество многих значимых композиторов и исполнителей. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году, а его творческий путь в 1997 году отмечен премией Grammy Lifetime Achievement Award.
Помимо музыкальной деятельности также спродюсировал несколько полнометражных фильмов.
Был дважды женат, брак с Кэтрин Джей Шерман продлился с 1960 по 1964 год, второй раз женился в 1967 году на Аделаиде Гейл Слоатмен (англ. Gail Zappa), с которой жил до своей смерти от рака простаты в 1993 году. У Заппы четверо детей: Мун, Двизл (англ. Dweezil Zappa), Ахмет (англ. Ahmet Zappa) и Дива. Вдова Гейл Заппа является управляющей фонда Zappa Family Trust.
Заппа получил широкое признание среди критиков. В книге The Rolling Stone Album Guide писалось, что «Фрэнк Заппа фактически плескался во всех жанрах музыки, независимо от того, был ли он сатирическим рокером, исполнителем джаз-фьюжн, гитаристом-виртуозом, электронным волшебником или оркестровым новатором - его эксцентричная гениальность была неоспоримой». Хотя работы музыканта черпали вдохновение из самых разных жанров, Заппа создавал композициям целостность и самовыражение. В 1971 году биограф Дэвид Уолли отметил, что «вся структура его музыки была единой, а не чётко разделенными по датам и временам последовательностями, которые собраны в одной композиции». Комментируя музыку, политическую деятельность и философию Заппы, в 2004 году Барри Майлз отметил, что эти понятия неразрывно связаны друг с другом: «Это была всего одна часть всей его концептуальной непрерывности».
Журнал Guitar Player в 1992 году посвятил специальный выпуск Заппе, на обложке которого был вопрос: «Был ли Фрэнк Заппа лучшим хранителем музыкальных секретов Америки?». Редактор Дон Мэнн отметил, что выпуск был о «наиболее важном композиторе, ушедшем из современной популярной музыки». Среди этих композиторов был музыковед Николай Слонимский, который провёл премьерные исполнения произведений Чарльза Айвза и Эдгара Вареза в 30-х годах. Он познакомился с Заппой в 80-х годах и сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что Фрэнк делает, потому что он фактически создал новое музыкальное тысячелетие. Он делает красивую работу … Это удача, что я дожил до появления этого совершенно нового типа музыки». Дирижёр Кент Нагано отметил в том же номере, что «Фрэнк - гений. Это слово я нечасто использую … В случае Фрэнка оно не очень сильное … Он был очень грамотным человеком в музыкальном плане. Я не уверен, что широкая общественность знала это».
Пьер Булез заявил в статье журнала Musician, что «Заппа был необыкновенной личностью, потому что он был частью мира классической музыки и рока, и хочется, чтобы выжили оба жанра». Многие ученики признали Фрэнка Заппу одним из самых влиятельных композиторов своего поколения. Как гитарист, Заппа ценится очень высоко.
В 1994 году в результате опроса критиков джазового журнала Down Beat имя Заппа было помещено в Зал славы. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году. Там была надпись, что у «Фрэнка Заппы был острый рок-н-рольный музыкальный ум и он был очень проницательным социальным критиком.
Он был самым плодовитым композитором своего века и соединял с мастерской лёгкостью различные жанры, в том числе рок, джаз, авангардную и классическую музыку, а также юмор». В 1997 году Фрэнк Заппа посмертно получил премия Грэмми за жизненные достижения. В 2005 году Национальный совет по сохранению пластинок включил альбом We’re Only in It for the Money в Национальный реестр пластинок с комментарием о том, что «изобретательный и дерзкий альбом представляет собой уникальную антиконсервативную и антиконтркультурную политическую установку, наполненную жёсткой сатирой на хиппи и реакцию Америки на это явление». В том же году журнал Rolling Stone поставил Заппу на 71 позицию в списке «ста величайших артистов всех времён и народов». В 2011 году тот же журнал поставил Фрэнка на 22 позицию в списке «ста величайших гитаристов всех времён».
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.