Возраст: 137 (со дня рождения)
Возраст смерти: 75 лет
Вера Николаевна Пашенная (в замужестве - Грибунина). Родилась 7 (19) сентября 1887 года в Москве - умерла 28 октября 1962 года в Москве. Русская и советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943) и Ленинской премии (1961).
Вера Пашенная родилась 7 (19 по новому стилю) сентября 1887 года в Москве.
Отец - Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия - Пашенный, 1861-1899), известный драматический артист.
Сестра - Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (урождённая Пашенная, 1883-1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
В 1904-1907 годах училась у А.П. Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина).
С 1907 года (с перерывом) - актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей М. Н. Ермолову, быстро добилась признания и стала ведущей актрисой театра.
С 1914 года преподавала в драматических классах Московского императорского театрального училища (с 1918 - Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре России, с 1943 - Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России).
В 1920-е годы играла в нескольких московских театрах: в «3-м театре РСФСР. Комедия» (бывший Театр Корша) (1921), Замоскворецком театре (в 1930-е - Московский театр Ленсовета, ныне - филиал Малого театра) (1923-1924), Музыкальной студии при МХАТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1924). По приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа (1922-1923).
Вера Пашенная в молодости
На театральной сцене сыграла более 100 ролей.
Вера Пашенная в Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом - и его легендой. Об ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра.
Работы Веры Пашенной в Малом театре:
1907 - Вера - «Дельцы» И. И. Колышко;
1907 - Кэт - «Джентльмен» А. И. Сумбатова;
1908 - Аннушка - «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1908 - Маша - «Франческа да Римини» А. И. Куприна и А. И. Свирского;
1908 - Франческа - Габриеле д' Аннунцио;
1908 - Таня Дедявкина - «Казённая квартира» В. А. Рышкова;
1908 - Христиана Мюллер - «В борьбе за мужчину» К. Фибих;
1909 - Липа - «Белая ворона» Е. Н. Чирикова;
1909 - Наденька - «Жены» Д. Я. Айзмана;
1909 - Марья Андреевна - «Бедная невеста» А. Н. Островского;
1910 - Клавдия - «В старые годы» И. В. Шпажинского;
1910 - Татьяна Кондарева - «Старый обряд» А. Н. Будищева;
1910 - Мария Стюарт - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера;
1910 - Агния Семеновна - «Клеймо» П. Д. Боборыкина;
1911 - Катерина - «Гроза» А. Н. Островского;
1911 - Лариса - «Бесприданница» А. Н. Островского;
1912 - Ганка Бельская - «Пир жизни» С. Пшибышевского;
1912 - Розалинда - «Как вам это понравится» У. Шекспира;
1913 - Опимия - «Побеждённый Рим» Ал. Пароли;
1913 - Герцогиня Падуанская - «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда;
1913 - Анна Демурина - «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко;
1913 - Нина Степанова - «Насильники» А. Н. Толстого;
1913 - Татьяна Кунцева - «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина;
1914 - Настасья - «Неприятель» С. С. Мамонтова;
1914 - Елена - «Соучастники» П. Д. Боборыкина;
1914 - Ксения - «Торговый дом» И. Д. Сургучёва;
1914 - Герцогиня Мальборо - «Стакан воды» Э. Скриба;
1914 - Людмила Батунина - «Старый закал» А. И. Сумбатова;
1914 - Наташа Терлецкая - «Первые шаги» В. А. Рышкова;
1915 - М-с Гильдфорд - «Добродетель и добродетель» А. Сютро;
1914 - Ядвига Вародич - «Светочи» А. Батайля;
1915 - Евгения Мироновна - «На бойком месте» А.Н. Островского;
1915 - Олена - «Воевода» А. Н. Островского;
1916 - Кума Настасья - «Чародейка» И. В. Шпажинского;
1916 - Арданова - «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи;
1916 - Татьяна Телегина - «Вторая молодость» П. М. Невежина;
1916 - Порция - «Венецианский купец» У. Шекспира;
1917 - Варенька Дьякова - «Романтики» Д. С. Мережковского;
1917 - Лауренсия - апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона;
1917 - Анна Павловна Оброшенова - «Шутники» А. Н. Островского;
1917 - Бианка - «Флорентийская трагедия» О. Уайльда;
1917 - Лиза - «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1918 - Сюзанна - «Женитьба Фигаро» Бомарше;
1919 - Девица - «Старик» М. Горького;
1919 - Электра - «Электра» Г. Гофмансталя;
1920 - Леди Анна - «Ричард III» У. Шекспира;
1921 - Бригитта Клейполь - «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского;
1923 - Вера Филипповна - «Сердце не камень» А. Н. Островского;
1924 - Порция - «Юлий Цезарь» У. Шекспира;
1924 - Эсфирь - «За океаном» Я. М. Гордина;
1924 - Маргарет - «Волчьи души» Дж. Лондона;
1925 - Татьяна Русских - «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина;
1925 - Настасья Минкина - «Аракчеевщина» И. С. Платона;
1925 - Нипгал Умми - «Загмук» А. Г. Глебова;
1926 - Любовь Яровая - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва;
1928 - Вера Михайловна Грушина - «Жена» К. А. Тренёва;
1929 - Ирина - «Огненный мост» Б. С. Ромашова;
1929 - Маланья - «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому);
1930 - Клеопатра Кондратьевна Белосельская - «Вьюга» М. В. Шимкевича;
1931 - Василиса - «Ясный лог» К. А. Тренёва;
1932 - Варя - «Разгром» по А. А. Фадееву;
1932 - Таня - «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого;
1935 - Мурзавецкая - «Волки и овцы» А. Н. Островского;
1935 - Эмилия - «Отелло» У. Шекспира;
1936 - Долорес - «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова;
1937 - Гурмыжская - «Лес» А. Н. Островского (ввод);
1937 - Поля Семенова - «На берегу Невы» К. А. Тренёва;
1938 - Анна Андреевна - «Ревизор» Н. В. Гоголя;
1938 - Серафима Ивановна Горюнова - «Дружба» В. М. Гусева (ввод);
1940 - Кручинина - «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1943 - Таланова - «Нашествие» Л. М. Леонова;
1945 - Евфросинья Старицкая - «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Режиссеры: П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский;
1948 - Кукушкина - «Доходное место» А. Н. Островского;
1948 - Рыбачка - «Южный узел» А. А. Первенцева;
1948 - Барабошева - «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского;
1949 - Хлестова - «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1950 - Наталья Ковшик - «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука;
1952 - Васса Железнова - «Васса Железнова» М. Горького - Васса Борисовна Железнова;
1956 - Прасковия Шарабай - «Деньги» А. В. Софронова;
1957 - Хозяйка Нискавуори - «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки;
1960 - Ламбрини Кирьякули - «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский - Ламбрини;
1961 - Колесова - «Честность» А. В. Софронова;
1962 - Кабаниха - «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: В. Н. Пашенная, М. Н. Гладков
Работы Веры Пашенной в МХАТ:
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова - Варя;
«На дне» М. Горького - Василиса;
«Три сестры» А. П. Чехова - Ольга;
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого - Ирина
Работы Веры Пашенной в Музыкальной студии при МХАТ под руководством В. И. Немировича-Данченко:
«Лисистрата» Аристофана - Лисистрата
Работы Веры Пашенной в Московском мюзик-холле:
1934 - «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного. Режиссёр: Ф. Н. Каверин
Работы Веры Пашенной в других театрах:
«Анжело - тиран Падуанский» В. Гюго - Тизба;
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстого - Анна Каренина;
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского - Василиса Мелентьева;
«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Н. Урванцева - Вера Мирцева;
«Вишни цветут» И. В. Чекина - Зина;
«В новой семье» В. А. Александрова - Наталья Николаевна;
«Всех скорбящих» Г. Гейерманса - Рита;
«Гибель Содома» Г. Зудермана - Китти Гаттенберг;
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева - Ольга Николаевна;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова - Соня;
«Евреи» Е. Н. Чирикова - Хана Френкель;
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева - Елена Кармина;
«Живой труп» Л. Н. Толстого - Лиза;
«Забава» («Без любви») А. Шницлера - Христина;
«За океаном» Я. М. Гордина - Эсфирь;
«Идиот» по Ф. М. Достоевскому - Настасья Филипповна;
«Казнь» Г. Г. Ге - Кэт;
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского - Анна Клейнбауэр;
«Лес» А. Н. Островского - Аксюша;
«Мадам Сан-Жен» В. Сарду и Э. Моро - Катрина Юбше;
«Марион де Лорм» В. Гюго - Марион;
«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана - Марикка;
«Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому - Дуня;
«Привидения» Г. Ибсена - Фру Альвинг;
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова - Лукерья;
«Склеп» В. А. Рышкова - Вера Васильевна Томилина;
«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова - Люба;
«Царь Эдип» Софокла - Иокаста;
«Чайка» А. П. Чехова - Полина / Маша / Нина Заречная;
«Электра» Софокла - Электра.
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором.
С 1933 года руководила несколькими курсами Театрального училища им. М. С. Щепкина при Малом театре, с 1941 - профессор. С 1945 года - руководитель кафедры актерского мастерства училища.
В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр.
В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».
Далее были работы в лентах «Гроза» (Катерина), «Тайна дома номер пять» (куртизанка Эльза), «Поликушка» (Акулина), «Хромой барин» (Катенька Мордвинская).
Вера Пашенная в фильме "Поликушка"
С 1920-го сниматься перестала, сосредоточившись на работе в театре. Позже стала появляться на экране в 1950-е - в фильмах-спектаклях и кино.
Вера Пашенная в фильме-спектакле "Васса Железнова"
Вера Пашенная в фильме "Идиот"
Награды и звания Веры Пашенной:
- Заслуженная артистка Республики (1925);
- Народная артистка СССР (1937);
- Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства;
- Ленинская премия (1961) - за исполнение заглавной роли в спектакле «Васса Железнова» М. Горького и роли хозяйки Нискаувори вспектакле «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки (1957);
- Два ордена Ленина (1937, 1949);
- Орден Трудового Красного Знамени (1957);
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Медаль «В память 800-летия Москвы».
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Короленко, М. Горького, Б. Полевого, В. Пановой.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная умерла 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Веры Пашенной:
Дважды была замужем.
Первый муж - Витольд Альфонсович Полонский (1879-1919), актёр.
В браке родилась дочь Ирина. Внук - Владимир Сергеевич Сверчков (1933-1973), актёр и режиссёр Малого театра.
Вера Пашенная и Витольд Полонский
Второй муж - Владимир Фёдорович Грибунин (1873-1933), актёр.
Вера Пашенная и Владимир Грибунин
Фильмография Веры Пашенной:
1912 - Бесприданница - Лариса
1912 - Гроза - Катерина
1912 - Тайна дома номер пять - куртизанка Эльза
1919 - Поликушка - Акулина
1920 - Хромой барин - Катенька Мордвинская
1952 - Горе от ума (фильм-спектакль) - Хлёстова
1952 - Волки и овцы (фильм-спектакль) - Мурзавецкая
1952 - На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) - Манефа
1953 - Васса Железнова (фильм-спектакль) - Васса Борисовна Железнова
1956 - Дорога правды - Ремизова
1957 - Екатерина Воронина - бабушка Екатерины
1958 - Идиот - Генеральша Епанчина
1959 - Повесть о молодожёнах - Ольга Николаевна, директор детского дома
1959 - Растеряева улица (фильм-спектакль) - Балканиха
1960 - Женщины в искусстве (документальный)
Библиография Веры Пашенной:
1934 - Моя работа над ролью
1954 - Искусство актрисы
1964 - Ступени творчества
последнее обновление информации: 21.03.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.