Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates). Родилась 16 июня 1938 года в Локпорте. Американская писательница, прозаик, поэт, драматург, критик. Свою первую книгу выпустила в 1963 и с тех пор опубликовала более пятидесяти романов, большое количество рассказов, стихов и документальной прозы. За роман «Их жизни» (Them, 1969) получила Национальную Книжную Премию, а романы «Чёрная вода» (Black Water, 1992), What I Lived For (1994) и «Блондинка» (Blonde, 2000) были номинированы на Пулитцеровскую. Заслужив репутацию плодовитого автора, она была одним из ведущих американских романистов с 60х годов. Также писала под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли.
Оутс родилась в Локпорте, штат Нью-Йорк. Родители - домохозяйка Каролина Оутс и Фредерик Оутс, проектировщик инструментов. Её семья исповедовала католицизм, но в настоящее время она стала атеисткой.
Оутс росла в фермерском сообществе рабочего класса Миллерспорта, Нью-Йорк, и описывала родных как «счастливую, сплоченную и ничем не примечательную для нашего времени, места и экономического положения семью». Её бабушка по отцу, Бланш Вудсайд, жила с ними и была «очень дружна» с Джойс. После её смерти Джойс узнала, что отец Бланш покончил с собой, и впоследствии она скрывала свое еврейское происхождение; со временем Джойс описала жизнь бабушки в романе The Gravedigger's Daughter (2007).
В 1943 родился её брат Джуниор, а в 1956 сестра Линн Энн, страдающая тяжёлым аутизмом.
На начальном этапе образования Оутс посещала ту же «школу с одним помещением», куда ходила её мать в детстве. Она рано заинтересовалась чтением и вспоминает «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, подарок Бланш, как «великое сокровище детства и сильнейшее влияние литературы на мою жизнь. Это была любовь с первого взгляда!».
В раннем подростковом возрасте Джойс жадно читала Уильяма Фолкнера, Фёдора Достоевского, Генри Дэвида Торо, Эрнеста Хемингуэя, Шарлотту Бронте и Эмили Бронте, чьё «воздействие до сих пор очень сильно». Оутс начала писать в 14 лет, когда Бланш подарила ей печатную машинку. Позже Оутс переводилась в другие загородные школы и в 1956 закончила среднее образование в Вильямсвилльской Южной Высшей Школе, где писала для школьной газетой. Она была первой в своей семье, кто закончил высшую школу.
Оутс выиграла стипендию на учёбу в Сиракузском университете, где вступила в организацию «Фи Мю». Она нашла Сиракузы «очень волнующим местом, академически и интеллектуально» и попыталась «писать роман за романом и выбрасывать, когда заканчивала». Только в это время писательница знакомится с романами Дэвида Лоуренса, Фланнери О’Коннора, Томаса Манна и Франца Кафки и тем не менее отмечает, что их произведения также повлияли на её творчество. В возрасте девятнадцати лет она победила в конкурсе «Лучший рассказ колледжа», спонсированном журналом «Мадемуазель».
Оутс окончила Сиракузский университет в 1960 и получила магистерскую степень в Университете Висконсин-Мэдисона в 1961.
Эвелин Шрифт, президент издательского дома Vanguard Press, познакомилась с Оутс вскоре после этого. «Она была не испорчена школой, и я думаю, что она была гениальна», - говорила Шрифт. Первая книга Оутс, сборник рассказов «Уходя на север»(By the North Gate), была издана Vanguard Press в 1963.
Когда Оутс было 26, Vanguard Press опубликовал её первый роман «Ошеломительное падение» (With Shuddering Fall, 1964).
В 1966 увидел свет Where Are You Going, Where Have You Been? - рассказ, посвящённый Бобу Дилану, написанный после прослушивания его песни It's All Over Now, Baby Blue, по мотивам истории американского серийного убийцы Чарльза Шмида, известного также как «Тусонский крысолов». Рассказ неоднократно включался в антологии, в 1985 по нему был снят фильм «Приятный разговор» (Smooth Talk) с Лорой Дерн в главной роли. В 2008 Оутс говорила, что, несмотря на большое количество опубликованных работ, она наиболее известна как автор Where Are You Going, Where Have You Been?
Другой известный рассказ, In a Region of Ice (1967), инсценирует увлечение протестом против мира образованности и благоразумия, установленного поколением родителей, депрессию и в конечном счёте убийство и самоубийство молодого талантливого американского студента-еврея. Как и во множестве других из её работ, на написание этого рассказа вдохновил случай из реальной жизни, Оутс была знакома с прототипом главного героя. Она возвращается к этой теме в одноимённом рассказе из сборника Last Days (1985).
Роман Оутс «Их жизни» (1969) в 1970 получил Национальную Книжную Премию; действие происходит в Детройте между 1930-ми и 1960-ми годами, в чёрном гетто, где процветает преступность, наркотики и расово-классовые столкновения. Некоторые ключевые персонажи и события также списаны с реальных людей, которых Оутс знала пока жила в этом городе. Начиная с этого времени она писала в среднем по две книги в год, по большей части романы. Чаще всего её интересовали деревенская бедность, сексуальное насилие, классовые противоречия, жажда власти, женские детство и юность и иногда сверхъестественное.
Насилие постоянно присутствует в её работах, что побудило Оутс написать эссе в ответ на вопрос «Почему Ваши произведения так жестоки?» В 1990 она анализирует свой роман Because It Is Bitter, and Because It Is My Heart (1990), который также затрагивает тему расовых противоречий, и говорит, что период его написания был «таким напряжённым, что казался наэлектризованным».
Озабоченность Оутс жестокостью и другими традиционно мужскими вопросами снискала ей уважение таких писателей-мужчин как Норман Мейлер.
Оутс - поклонница поэтессы и писательницы Сильвии Плат, и говорит о её единственном романе «Под стеклянным колпаком» как о «почти совершенном произведении искусства», но хотя Оутс часто сравнивали с Плат, она не признает платовской романтизации суицида, и среди героев Сильвии Джойс более привлекают стойкие, сильные мужчины и женщины, продолжающие жить.
В начале 1980-х Оутс начала писать рассказы в жанре готики и ужасов: в период погружения в эти стили она говорила, что была под «влиянием Кафки» и чувствовала «писательское родство» с Джеймсом Джойсом.
В 1996 выходит книга Оутс «Семья Малвэйни» (We Were the Mulvaneys), роман о разложении американской семьи, ставший бестселлером после того, как был выбран Книжным Клубом Опры в 2001. В 1990-х и начале 2000-х Оутс написала несколько книг, в основном мистические романы, под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли.
В течение более чем двадцати пяти лет об Оутс говорили как о «фаворите» среди номинантов на Нобелевскую Премию по литературе. Среди написанного в Сиракузском Университете семнадцать её ненапечатанных рассказов и четыре неоконченных романа. Сама Оутс сказала, что большая часть её ранних неопубликованных работ была «с лёгкостью выброшена».
В одной из рецензий на сборник рассказов «The Wheel of Love», выпущенный в 1970, говорится, что «талант автора заслуживает внимания», однако в настоящее время «далёк от мировой величины».
Оутс в течение года преподавала в Бомонте, Техас, до переезда в Детройт в 1962, когда она начинает работать в Детройтском Университете. По причине войны во Вьетнаме, расовых волнений в Детройте, она принимает предложение и переезжает вместе с мужем в Канаду, чтобы преподавать в Виндзорском Университете.
С 1978 преподает в Принстонском Университете.
Личная жизнь Джойс Кэрол Оутс:
Во время учёбы в Университете Висконсин-Мэдисона, Оутс познакомилась с Рэймондом Дж. Смитом, с которым вместе училась, в 1961 они поженились.
Смит стал профессором литературы 18-го века, а позже редактором и издателем. В 1974-м, когда Оутс служила помощником редактора, пара совместно создала литературный журнал «Ontario Review». В 1980 Оутс и Смит основали независимый издательский дом «Ontario Review Books». В 2004 Оутс Описывает их со Смитом союз, как «брак родственных умов - мы оба, мой муж и я, интересуемся литературой, читаем одни и те же книги; как только он прочитает книгу, её читаю я - мы меняемся книгами и обсуждаем прочитанное за едой..., мы очень сплоченная и творческая пара».
Смит умер от осложнений после пневмонии 18 февраля 2008 года.
Оутс увлекается бегом и говорит, что «в воображении писатель-бегун проносится по просторам и городам своих произведений, как призрак в реальном окружении». Во время бега она представляет сцены из своих романов и решает конструктивные проблемы уже написанных черновиков; писательница сформулировала идею романа You Must Remember This (1987), когда «подняла глаза и увидела руины железнодорожного моста», который напомнил ей «мистический северный Нью-Йорк в нужном месте».
В 1973 Оутс начала вести подробный дневник своей личной и литературной жизни, который со временем разросся до «более 4000 страниц печатного текста через один интервал». В 2008 Оутс «отошла от ведения официального дневника» и вместо этого сохраняет копии электронных писем. Оутс является членом Совета Попечителей Фонда Памяти Джона Симона Гуггенхайма.
Библиография Джойс Кэрол Оутс:
1963 - сборник рассказов «Уходя на север» (By the North Gate)
1964 - роман «Ошеломительное падение» (With Shuddering Fall)
1966 - сборник рассказов «Стремительный поток» (Upon the Sweeping Flood)
1967 - роман «Сад радостей земных» (A Garden of Earthly Delights)
1969 - роман «Их жизни» (Them)
1971 - роман «Страна чудес» (Wonderland)
1974 - сборник рассказов «Богиня и другие женщины» (The Goddess and Other women)
1980 - роман «Бельфлер» (Bellefleur)
1982 - роман «Любовная история в Бладсмуре» (A Bloodsmoor Romance)
1984 - роман «Тайны Уинтерторна» (Mysteries of Winterthurn)
1986 - роман «Мария: жизнеописание» (Marya: A Life)
1990 - роман «Потому что это горько, и потому что это мое сердце» (Because It Is Bitter, and Because It Is My Heart)
1992 - роман «Чёрная вода» (Black Water)
1998 - сборник рассказов «Коллекционер сердец» (The Collector of Hearts)
2000 - роман «Блондинка» (Blonde).
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.