Унсур аль-Маали (Кей Кавус). Персидский писатель, являющийся родоначальником так называемой этико-дидактической повести, которая впоследствии получила самое широкое распространение в национальных литературах мусульманского мира. Автор Кабус-Наме (книга на русский язык впервые переведена в XIX веке О. С. Лебедевой). Родился в 1021 году в годы правления сына Кабуса Минучихра.
Кей Кавус появился на свет в 1021 г., когда правил сын Кабуса Минучихра. Он являлся потомком известного крупного феодального рода. Его предки были феодальными властителями Табаристана - жили на южном побережье Каспийского моря, которое благодаря обилию трясин, труднопроходимым горам было отделено от Ирана и поэтому оказалось завоеванными арабскими войсками значительно позже - лишь в 759 - 760 годах. В середине IX века в Табаристане утвердились изгнанные из центра халифата представители дома Али.
Предок Кей-Кавуса Мердавидж создал себе довольно крупное независимое владение на севере Ирана. Мердавидж был убит собственной тюркской гвардией, и после его смерти государственное объединение распалось. Его внук Кабус, дед Кей-Кавуса, был правителем Джурдана, и то ему пришлось провести много лет изгнанником в Хорасане.
Сын Кабуса признал себя вассалом султана Газны Махмуда. Отец Кей-Кавуса Искендер нигде не упоминается.
Кей Кавус Унсур аль-Маали известен, в первую очередь, как автор «Кабус-наме» - книги, которую он писал на протяжении десятка лет (1082-1092). Русские читатели познакомились с ней впервые только в XIX веке. Это первое прозаическое произведение, написанное на языке фарси, из известных сегодня. «Кабус-наме» - состоящее из 44 глав собрание наставлений, которые умудренный опытом отец адресует сыну.
Поучения носят житейский, практический характер, представляют собой рекомендации по поводу правильного поведения в тех или иных ситуациях, наилучшей «жизненной стратегии». Так, например, отец учит сына, что родиной для человека является то место, где ему хорошо живется, а заниматься по жизни лучше всего тем, что несет с собой наибольшую выгоду. Он прославляет путешествия по миру, потому что только странствия по разным странам дают возможность «повидать невиданное, и поесть нееденное, и найти ненайденное», а именно в этом, по мнению советчика, и есть главное удовольствие от пребывания в этом мире.
Посыл, содержащийся в «Кабус-наме», нельзя назвать высокодуховным, книга способствует формированию приспособленческого мировоззрения и жизненной позиции. Тем не менее непосредственная манера изложения, живой язык книги ставят ее в ряд значительных достижений персидской и таджикской литературы, памятников классической художественной прозы.
В биографии Кея Кавуса упоминается совершение им хаджа в Мекку. Многочисленные разговоры с паломниками стали для него источником массы интересных сведений и историй, которые писатель использовал затем для своего сочинения. Скончался Маали Унсур аль Кей Кавус в 1098 г.
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.