Возраст: 94
Клара Григорьевна Кадинская. Родилась 15 ноября 1930 года в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ Республики Бурятия). Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, педагог, профессор. Заслуженная артистка РСФСР (1973).
Клара Кадинская родилась 15 ноября 1930 года в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).
Отец - Григорий Кадинский, играл на скрипке.
Мать была певицей (сопрано).
Старший брат - Владимир Кадинский (1920 г.р.), служил в пограничных войсках в Уссурийской тайге, позже работал в системе МВД.
Старший брат - Лев Кадинский (1924 г.р.), во время войны в 18 лет ушёл добровольцем на фронт.
С 1939 года семья проживала в городе Свободном на Дальнем Востоке, там Кадинская пошла во 2 класс железнодорожной школы № 52.
В начале 1940-х родители Клары расстались. Она с мамой переехали в Братск (впоследствиии затопленный при строительстве ГЭС), где Клара закончила 10-й класс.
С ранних лет она имела идеальный музыкальный слух и отличный голос. Первые своеобразные уроки брала по радио, слушая знаменитых исполнителей, пыталась повторять их партии. В старших классах жила в интернате, по вечерам пела подругам, в т.ч. «Соловья» Алябьева, которого позже много раз исполняла со сцены.
После окончания школы хотела поступить в Иркутске в пединститут, но опоздала на экзамены и вынуждена была вернуться домой. Спустя год поехала в Москву, где не смогла поступить сначала в музыкальное училище им. Глазунова, а затем во ВГИК.
Она решила остаться в столице и поступила в училище при Институте геодезии и картографии. Параллельно пошла учиться на вечерние курсы общего музыкального образования. Ее первым преподавателем по вокалу стала Ольга Степановна Южак. Через год занятий Кадинская прослушалась у Е. Кильчевской. Затем у директора Училища при консерватории Рахиль Львовны Блюман. Последняя дала ей записку с номером телефона Марии Моисеевны Мирзоевой - профессора МГК, которая ещё вела класс сольного пения и в училище. На консультации у Марии Моисеевны Кадинская спела ариетту Анхен из «Вольного стрелка», романс Варламова «Что мне жить и тужить» и вокализ Панофки № 1. Мария Моисеевна решила заниматься с талантливой девушкой.
В 1955 году с отличием закончила музыкальное училище. В Консерватории профессор Свешников зачислил ее сразу на второй курс.
В 1960 году Кадинская закончила консерваторию с красным дипломом и в том же году участвовала в Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Эркеля в Будапеште. Это был единственный конкурс в её жизни, и на нем она получила экстра-приз - 2000 форинтов и звание лауреата.
Клара Кадинская в молодости
Далее Кадинскую взяли на работу в качестве солистки оперной студии при МГК. В ней она исполняла 5 основных партий: Снегурочку, Марфу, Мюзетту, Розину, Луизу (из «Обручение в монастыре»). В это время художественным руководителем оперной студии был Лемешев. Он решил показать в Большом театре Бориса Яганова, Лилию Онегину и Клару Кадинскую. Прослушивал их главный дирижёр ГАБТ Мелик-Пашаев. Клара исполнила каватину Людмилы из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила».
1961-1962 годах Кадинская работала на радио в постановке «Золотого петушка», исполняла роль Шемаханской царицы. С 1961-го Кадинскую пригласили в вокальную группу Всесоюзного радио и Центрального телевидения, сначала на договор, а с 1962 года - в штат.
В 1962 году она оказалась в Большом театре. Получилось это волей случая: заболела исполнительница партии Марфы в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова. Спектакль был под угрозой срыва. Вызывать певицу из другого города было поздно. Тогда администрация театра обратилась в Оперную студию Консерватории с вопросом, кто может спеть Марфу срочно без репетиции? Там назвали Клару Кадинскую. Исполнение под управлением Эрмлера не произвело фурора, но стало первым выходом на сцену Большого театра.
В 1964-м году ситуация повторилась: её снова попросили выручить. За пультом снова был Марк Эрмлер. Это выступление прошло очень успешно. Вскоре Кадинская спела на 3 туре конкурса на замещение вакантной должности солистки арию Виолетты. И далее стала солисткой Большого театра, где прослужила 23 года.
В Большом театре Клара Григорьевна выступала до 1987 года. Сотрудничала с известными дирижёрами Борисом Хайкиным, Юрием Силантьевым, Евгением Светлановым, Марком Эрмлером, Геннадием Рождественским, Фуатом Мансуровым и выдающимся оперным режиссёром Борисом Покровским; её партнерами по спектаклям Большого театра были Тамара Синявская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Евгений Кибкало, Алексей Масленников, Юрий Мазурок, Владимир Атлантов и другие звезды оперной сцены.
Театральные работы в Большом театре:
Виолетта - «Травиата» Дж. Верди;
Джильда - «Риголетто» Дж. Верди;
Оскар - «Бал-маскарад» Дж. Верди;
Сюзанна - «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта;
Розина - «Севильский цирюльник»Дж. Россини;
Антонида - «Иван Сусанин» М. И. Глинки;
Людмила - «Руслан и Людмила» М. И. Глинки;
Марфа - «Царская невеста» Римского-Корсакова;
Титания - «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена;
Лена - «Октябрь» В. Мурадели;
Герда - «Снежная королева» М.Раухвергера.
Гастролировала за рубежом, пела в театре La Scala, в «Метрополитен-опера», в оперных театрах Берлина, Варшавы, Софии.
Обладала голосом нежного, красивого тембра, прекрасной вокальной школой, тонким чувством стиля.
В ее репертуаре было 20 арий из опер, оперетт и оперных отрывков русских и зарубежных композиторов, некоторые в сопровождении Ансамбля скрипачей Большого театра СССР под управлением Ю. Реентовича; 10 романсов русских и западных композиторов в сопровождении Ансамбля скрипачей Большого театра СССР; 7 романсов А. Гречанинова; романсы А. Алябьева, А. Варламова, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Ан. Александрова, С. Василенко, Ф. Шуберта, Л. Ардити, Р. Штрауса и других композиторов в сопровождении фортепиано, трио, оркестра народных инструментов, ансамбля электроинструментов под управлением В. Мещерина; народные песни и песни современных композиторов С. Туликова, М. Блантера, В. Соловьева-Седого, Н. Будашкина, И. Дунаевского в сопровождении эстрадно-симфонических оркестров и оркестров народных инструментов.
Клара Кадинская - Дорожная
Параллельно с работой в Большом в театре Кадинская начала преподавать - сначала в институте им. Гнесиных, затем в 1994 году в МГК им. Чайковского, с 2002 года - профессор кафедры сольного пения.
Среди её выпускников много лауреатов международных и всероссийских вокальных конкурсов, почти все работают на профессиональных сценах. Елена Поповская, Ольга Ионова (солистки Новый оперы), Наталья Петрожитская, Ирина Аркадьева, Ксения Дудникова (солистки театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). Лауреаты первой премии на конкурсах в Испании Татьяна Плотникова (работает в Висбаденской опере), Елена Аюшеева, Станислава Масленникова (оперная певица и педагог).
Заслуженная артистка РСФСР (19.09.1973).
Награждена орденом «Знак Почета».
Клара Кадинская сейчас
Личная жизнь Клары Кадинской:
Муж - Владимир Васильевич Сачков (1928-2005), известный художник-плакатист, работал в киноплакате, затем стал заниматься общественно-политическим плакатом, член Союза художников СССР.
Клара Кадинская и Владимир Сачков
Фильмография Клары Кадинской:
1971 - Алло, Варшава!
Дискография Клары Кадинской:
1962 - «Дитя и волшебство»: лирическая фантазия в 2 ч
1962 - Опера «Золотой петушок»
1965 - «Песни моей Родины», кантата на сл. А. Мирцхулавы и И. Гришашвили
1965 - Опера «Умница»
1965 - Сигизмунд Кац. Песни
1966 - В. Мурадели. Великая дружба (сцены и арии из оперы)
1969 - Борис Парсаданян. Симфония № 1
1972 - Штраус. Цыганский барон
1975 - М. Раухвергер: Снежная королева
1976 - В. Блок: Музыка для детей
1976 - Дирижер А. Лазарев - Арии и сцены из опер
1976 - Клара Кадинская (сопрано). Арии из опер
1976 - К. Молчанов. Зори здесь тихие: Опера
1977 - П. Чайковский. Иоланта: Лирическая опера
1979 - Поет Клара Кадинская
1985 - Жемчужины русской классики - Н. Римский-Корсаков
1988 - Я спросил у России
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.