Возраст: 106 (со дня рождения)
Возраст смерти: 59 лет
Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия - Гинзбург). Родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе - умер 15 декабря 1977 года в Париже. Советский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.
Александр Гинзбург, ставший известным под псевдонимом Галич, родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (позже - Днепропетровск, ныне - Днепр) в еврейской семье.
«Галич» - литературный псевдоним, образованный от букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
Отец - Арон Самойлович Гинзбург, экономист.
Мать - Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории.
Младший брат - Валерий Гинзбург, кинооператор.
Дед - врач-педиатр.
Дядя - Лев Самойлович Гинзбург, литературовед.
Семья Гинзбургов жила в Екатеринославе в доме № 74 по улице Казачьей. В 1920 году семья переехала в Севастополь, а в 1923 году - в Москву, где поселились в доме Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке (в этом доме Александр Пушкин впервые читал трагедию «Борис Годунов»).
В Москве окончил школу 24 БОНО (ныне № 1227).
Александр Галич в детстве с младшим братом
Впервые опубликовал стихотворение «Мир в рупоре» в газете «Пионерская правда» 23 мая 1932 года за подписью Александр Гинзбург.
После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию - в 1939 году перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Борщаговского.
С началом войны был призван в армию. Однако медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозном он попал в местный драматический театр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.
В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни, который вскоре развили другие барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.
Ранние свои песни 1940-1950-х годов Галич впоследствии не включал в сборники.
Первые песни - «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) - будучи относительно безобидными в политическом отношении, не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора.
Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция» (закончена в 1973 году).
Александр Галич - Ночной разговор в вагоне-ресторане
Александр Галич - Леночка
В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 году - из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года.
Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства. Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром»-подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967 году.
В 1972 году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. Ему настойчиво предлагают уехать, но Галич всё время отказывается сделать это добровольно.
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода».
Был членом Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС).
Умер 15 декабря 1977 года около 14:00, в результате несчастного случая, на 60-м году жизни. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.
Существует версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство. Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай: «Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами».
Другую версию приводил Михаил Шемякин: «Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся - всё, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер».
Жена Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме "Грюндиг". Когда её привезли к нам, рабочие сказали, что подключать её должен завтра специалист. Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током, и, когда я вернулась, он лежал без сознанья, но живой. Я бросилась звонить, но все дело решали минуты и, пока ехали врачи, Саша умер у меня на руках».
На следующий день после кончины Галича два московских театра - на Таганке и «Современник» - в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер. Стихи Галича читал Александр Ширвиндт.
Александр Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный - 1919.
На могильной плите выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».
могила Александра Галича
12 мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года - в Союзе писателей СССР. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.
17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М. А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».
Личная жизнь Александра Галича:
Дважды был женат.
Первая жена - актриса Валентина Дмитриевна Архангельская (20.08.1919 - 28.12.1999), младшая сестра композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского. Познакомились в Ташкенте. Поженились в 1942 году после возвращения в Москву.
21 мая 1943 года у них родилась дочь Алёна Александровна Галич-Архангельская, актриса.
В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.
Внук - Павел Галич (урожденный Старостин; родился 20 октября 1983 года), актер театра и кино.
Алена - дочь Александра Галича
Вторая жена - Ангелина Николаевна Шекрот (Прохорова). Поженились в 1947 году.
Александр Галич и Ангелина Шекрот
3 сентября 1967 года у Галича вне брака родился сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко. Мать мальчика - Софья Михнова-Войтенко (ум. 1973), в то время жена журналиста и историка радио Александра Шереля, художник по костюмам киностудии имени Горького (ранее была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко). Сын - религиозный деятель.
Григорий Михнов-Войтенко - сын Александра Галича
Фильмография Александра Галича:
1967 - Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните) - вокал
1988 - Два часа с бардами (документальный) - вокал
2010 - Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)
Сценарии Александра Галича:
1950 - В степи (короткометражный)
1954 - Верные друзья
1955 - Упрямое тесто (анимационный)
1956 - Сердце бьётся вновь...
1958 - Мальчик из Неаполя (анимационный)
1960 - Трижды воскресший
1962 - На семи ветрах
1962 - Летающий пролетарий (анимационный)
1964 - Государственный преступник
1965 - Третья молодость (Nuit des adieux, La)
1965 - Дайте жалобную книгу
1967 - Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните)
1968 - Русалочка (анимационный)
1970 - Вас вызывает Таймыр
1982 - Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (анимационный)
1997 - Матросская тишина (фильм-спектакль)
Библиография Александра Галича:
1942 - Мальчики и девочки. Стихи (под фамилией Гинзбург)
1969 - «Песни»
1971 - «Поэмы России»
1972 - «Поколение обречённых»
1974 - «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний
1975, 1977 - «Когда я вернусь»
1981 - «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен
Пьесы Александра Галича:
1939-40 - Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и коллективом Театра-Студии)
1939-1941 - Дуэль (совместно с Исаем Кузнецов, Вс. Багрицким)
1945-46 - Рассвет (под псевдонимом «А. Гай»)
1945−56, 1974 - Матросская тишина
1946 - Улица мальчиков (совместно с И.Кузнецовым)
1946-47 - Походный марш, или За час до рассвета
1947 - Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым)
1949-50 - Москва слезам не верит, или Положение обязывает (совместно с Г. Н. Мунблитом)
1953-54 - Пути, которые мы выбираем
1956 - Август
1958 - Пароход зовут «Орлёнок»
1959 - Много ли человеку надо?!
1967 - Будни и праздники (совместно с И.Грековой (Е.Вентцель) по её повести «За проходной»)
Песни Александра Галича:
Олимпийская сказка;
Веселый разговор;
Больничная цыганочка;
Отрывок из радио-телевизионного репортажа о футбольном матче между сборными командами Великобритании и Советского Союза;
Все не вовремя;
Из беседы с туристами из Западной Германии;
Леночка;
Закон природы (Подражание Беранже);
Песня про велосипед;
Песня о ночном полете;
Колыбельный вальс;
Старая песня;
Маленькая поэма;
Песня о синей птице;
Петербургский романс;
Так жили поэты;
На сопках Манчжурии;
Новогодняя фантасмогория;
Чехарда с буквами;
Жуткое столетие;
Снова август;
Дикий запад;
Отчий дом;
Вот пришли и ко мне седины...;
Смерть Ивана Ильича;
Пейзаж;
Баллада о стариках и старухах, с которыми я вместе жил и лечился в санатории областного совета профсоюза в 110 км от Москвы;
Фарс-гиньоль;
О том, как Клим Петрович добивался, чтоб его цеху присвоили звание "Цеха коммунистического труда", и не добившись этого - запил;
Засыпая и просыпаясь;
Поэма о Сталине;
Песок Израиля;
Возвращение на Итаку;
Песенка о диком Западе, или Письмецо в Москву, переправленное с оказией;
Мы не хуже Горация;
Номера;
Острова;
Баллада о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина N 22 Копылов Н.А., рассказанная им самим доктору Беленькому Я.И;
Баллада о сознательности;
Ей страшно. И душно. И хочется лечь...;
Песня про несчастливых волшебников, или эйн, цвей, дрей!;
Прощание;
Заклинание Добра и Зла;
Салонный романс;
Читая "Литературную газету";
Бирюльки;
Песня о Прекрасной даме;
Старый принц;
Баллада о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила поужинать в ресторан "Динамо";
Когда-нибудь дошлый историк...;
Ночной дозор;
Королева материка;
Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом;
Счастье было так возможно;
Горестная ода счастливому человеку;
Когда я вернусь;
Опыт прощания;
Фантазии на русские темы для балалайки с оркестром и двух солистов - тенора и баритона;
Левый марш;
Легенда о табаке;
Старательский вальсок;
Песенка про Красного петуха;
Опыт отчаянья;
За семью заборами;
Ошибка;
Слушая Баха;
"На реках Вавилонских";
Фестиваль песни в Сопоте в августе 1969;
Рассказ, который я услышал в привокзальном шалмане;
Разговор с музой;
Воспоминания об Одессе;
По образу и подобию, или, как было написано на воротах Бухенвальда: Jedem das Seine - "Каждому - свое";
Поезд;
Опыт ностальгии;
Вальс его величества или размышления о том, как пить на троих;
Баллада о вечном огне;
Переселение душ;
Желание славы;
История одной любви, или как все это было на самом деле;
Кумачовый вальс;
Облака плывут в Абакан;
Плач Дарьи Коломийцевой по поводу запоя ее супруга - Клима Петровича;
Предостережение;
Красный треугольник;
Композиция N 27, или троллейбусная абстракция;
Городской романс;
Памяти Жеваго;
Прощание с гитарой;
От беды моей пустяковой...;
Занялись пожары;
Вальс-баллада про тещу из Иванова;
Право на отдых;
Плясовая;
Запой под Новый год;
Притча;
Гусарская песня;
Юз;
Цыганский романс;
После вечеринки;
Песня о последней правоте;
Бессмертный Кузьмин;
Вальс, посвященный уставу караульной службы;
Заклинание;
Съезду историков;
Век нынешний и век минувший;
Из речи на встрече с интеллигенцией;
Вечный транзит;
Песня - баллада про генеральскую дочь;
Прилетает по ночам ворон...;
О том, как Клим Петрович восстал против экономической помощи слаборазвитым странам;
Баллада о чистых руках;
Памяти Б.Л. Пастернака;
Летят утки;
Я выбираю свободу;
Священная весна;
О том, как Клим Петрович сочинил научно-фантастическую колыбельную, укачивая своего племянника - Семена, Клавкиного сына;
Спрашивайте, мальчики!;
Неоконченая песня;
Телефон, нишкни, замолкни...;
Командировочная пастораль;
Песня про счастье;
Песня об отчем доме;
О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира;
Слава героям;
Песня исхода;
Письмо в семнадцатый век;
Марш мародеров;
Упражнения для правой и левой руки...;
Уходят друзья;
Виновники найдены;
Опыты;
Черновик эпитафии;
Реквием по неубитым;
Я в путь собирался всегда налегке...;
Псалом;
Признание в любви;
Баллада о прибавочной стоимости;
Песня о Тбилиси;
Я принимаю участие в научном споре между доктором филологических наук, проф. Б.А.Бяликом и действительным членом Академии Наук СССР С.Л. Соболевым по вопросу о том, может ли машина мыслить;
Песня про майора Чистова;
Еще раз о черте
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.