Возраст: 180 (со дня рождения)
Возраст смерти: 80 лет
Анатоль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя - Франсуа Анатоль Тибо, François-Anatole Thibault). Родился 16 апреля 1844 года в Париже - умер 12 октября 1924 года в Сен-Сир-сюр-Луар. Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой.
В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Был членом Французского Географического общества.
В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю».
С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.
Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара», опубликованный в 1881 году - сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.
В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (1893) - сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).
В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде - «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского. Роман «Таис» (1890) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой - написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.
В романе «Красная лилия» (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).
Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это - историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.
В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо - учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.
Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» , опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом.
В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.
Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (1912), посвящён французской революции.
Его роман «Восстание ангелов» (1914) - это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.
Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству.
Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса.
Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Библиография Анатоля Франса:
Романы Анатоля Франса:
Иокаста (Jocaste, 1879)
«Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879)
Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881)
Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882)
Граф Абель (Abeille, conte, 1883)
Таис (Thaïs, 1890)
Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892)
Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893)
Красная лилия (Le Lys rouge, 1894)
Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895)
Театральная история (Histoires comiques, 1903)
На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905)
Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908)
Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912)
Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).
Современная история (L’Histoire contemporaine) от Анатоля Франса:
Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897)
Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897)
Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899)
Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).
Автобиографический цикл:
Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885)
Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899)
Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918)
Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).
Сборники новелл:
Валтасар (Balthasar, 1889)
Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892)
Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895)
Клио (Clio, 1900)
Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902)
Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901)
Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908)
Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).
Драматургия Анатоля Франса:
Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898)
Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903)
Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908)
Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).
Эссе Анатоля Франса:
Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908)Поэзия Анатоля Франса:
Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873)© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.