Возраст: 225 (со дня рождения)
Возраст смерти: 51 год
Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac). Родился 20 мая 1799 года в Туре - умер 18 августа 1850 года в Париже. Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Крупнейшее произведение Бальзака - серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.
Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия.
В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 16 в Санкт-Петербурге.
В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.
Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
«Человеческая комедия»
В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».
Наиболее обширна первая часть - «Этюды о нравах», в которую вошли:
«Сцены частной жизни»
«Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834-35) и пр.;
«Сцены провинциальной жизни»
«Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837-43) и пр.;
«Сцены парижской жизни»
трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838), «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) и пр.;
«Сцены политической жизни»
«Случай из времён террора» (1842) и др.;
«Сцены военной жизни»
«Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837);
«Сцены деревенской жизни»
«Лилия долины» (1836) и др.
В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).
«Философские этюды» представляют собой размышления о закономерностях жизни: «Шагреневая кожа» (1831) и пр.
Наибольшая «философичность» присуща «Аналитическим этюдам». В некоторых из них, например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.
Личная жизнь Оноре де Бальзака
В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847-1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
Романы Оноре де Бальзака
Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
Шагреневая кожа (1831)
Луи Ламбер (1832)
Евгения Гранде (1833)
История тринадцати (1834)
Отец Горио (1835)
Лилия долины (1835)
Банкирский дом Нусингена (1838)
Беатриса (1839)
Сельский священник (1841)
Баламутка (1842)
Урсула Мируэ (1842)
Тридцатилетняя женщина (1842)
Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
Крестьяне (1844)
Кузина Бетта (1846)
Кузен Понс (1847)
Блеск и нищета куртизанок (1847)
Депутат от Арси (1854)
Повести и рассказы Оноре де Бальзака
Дом кошки, играющей в мяч (1829)
Брачный контракт (1830)
Гобсек (1830)
Вендетта (1830)
Прощай! (1830)
Загородный бал (1830)
Супружеское согласие (1830)
Сарразин (1830)
Красная гостиница (1831)
Неведомый шедевр (1831)
Полковник Шабер (1832)
Покинутая женщина (1832)
Красавица Империи (1834)
Невольный грех (1834)
Наследник дьявола (1834)
Жена коннетабля (1834)
Спасительный возглас (1834)
Ведьма (1834)
Настойчивость любви (1834)
Раскаяние Берты (1834)
Наивность (1834)
Замужество красавицы Империи (1834)
Прощённый мельмот (1835)
Обедня безбожника (1836)
Фачино Кане (1836)
Тайны княгини де Кадиньян (1839)
Пьер Грассу (1840)
Мнимая любовница (1841)
Экранизации Оноре де Бальзака
Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв
Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
Не стоит трогать топор (Франция—Италия, 2007)
Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция)
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.