Афоризмы Шефтсбери
***
Юмор – единственное истинное испытание серьезности, а серьезность – юмора.
***
Что для одних нелепость, для других доказательство.
***
Любить общество, стремиться к благу вселенной и способствовать интересам всего мира, насколько то в наших силах, - это верх добродетели и составляет то настроение духа, которое мы называем божественным.
***
Если люди терпят разговоры о своих пороках - это лучший признак того, что они исправляются.
***
Хорошо воспитанным считает себя каждый.
***
Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.
***
Нет никакого творения духа, которое можно было бы считать совершенным, если нет смелой и твердой руки, придающей ему вещественную форму и пропорции.
***
Единственный способ спасти человеческое здравомыслие и сохранить разумность в мире - это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет свободен острый ум там, где отнята свобода для насмешек, ибо против серьезных странностей и сплина и других подобных настроений есть только одно лекарство - насмешки.
***
Накладывать краски, рисовать или же описывать - вопреки тому, как являются нам природа и правда, - это также свобода, которая никогда не будет дозволена художнику или поэту. Тем более лишен этой привилегии философ, особенно в своих собственных делах.
***
Всякое увлечение сменяется меланхолией.
***
Постоянство – самый изобретательный способ сделаться дураком.
***
Чтобы какая-либо страсть была изображена приемлемым образом, необходима видимость действительности, - чтобы тронуть души других, нам самим надлежит быть растроганными или же казаться таковыми на каких-либо вероятных основаниях.
***
Если есть Всеобщий Ум - а у него не может быть частных интересов, - то всеобщее благо, или благо целого, и его собственное благо - по необходимости одно и то же. Он не может стремиться ни к чему помимо целого и ни к чему по ту сторону целого и не может быть побужден ни к чему противному себе.
***
Нет картины более несообразной, чем палач и гаер на одной и той же сцене. И однако, убежден, что это очевидный образ известных современных фанатиков в их обращенных друг против друга писаниях. Их сочинения отличаются тем же изяществом, что игры детей, капризных и переменчивых в своем настроении, которые в одну и ту же минуту хнычут и резвятся и почти в один и тот же миг могут смеяться и плакать.
***
Людей порочных, наглых, дерзких исправят власти, но людей, дурно рассуждающих, только сам рассудок может научить лучшему.
***
Серьезность – в самой природе обмана.
***
Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром.
***
Мы можем иметь прекрасный вкус в музыке, но можем не уметь исполнять ее, мы можем хорошо судить о поэзии, не будучи поэтами и ничуть не обладая поэтической жилкой, но мы не можем иметь сносного понятия о благости, не будучи сносно добрыми.
***
Ничем мы так не оскорбляем истину, как чрезмерным обнажением ее в известных случаях. С разумом - то же самое, что и с глазами: для вещи такого-то размера и для такого-то фасона нужно столько-то света, а не больше. Всякая чрезмерность вносит неясность и мрак.
***
Нет ничего более привычного, чем рассуждать о человеке в его едином государстве и национальных отношениях, поскольку ведь он связан с тем или иным обществом по рождению или натурализовался в нем; но вот рассматривать его как гражданина мира, как жителя единого мира, проследить его родословную чуть глубже и увидеть основание и предназначение его в самой природе - это может показаться каким-то замысловатым и чрезмерно утонченным рассуждением.
Юмор – единственное истинное испытание серьезности, а серьезность – юмора.
(юмор)
***
Что для одних нелепость, для других доказательство.
(относительность)
***
Любить общество, стремиться к благу вселенной и способствовать интересам всего мира, насколько то в наших силах, - это верх добродетели и составляет то настроение духа, которое мы называем божественным.
***
Если люди терпят разговоры о своих пороках - это лучший признак того, что они исправляются.
(порок)
***
Хорошо воспитанным считает себя каждый.
***
Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.
(смех)
***
Нет никакого творения духа, которое можно было бы считать совершенным, если нет смелой и твердой руки, придающей ему вещественную форму и пропорции.
***
Единственный способ спасти человеческое здравомыслие и сохранить разумность в мире - это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет свободен острый ум там, где отнята свобода для насмешек, ибо против серьезных странностей и сплина и других подобных настроений есть только одно лекарство - насмешки.
***
Накладывать краски, рисовать или же описывать - вопреки тому, как являются нам природа и правда, - это также свобода, которая никогда не будет дозволена художнику или поэту. Тем более лишен этой привилегии философ, особенно в своих собственных делах.
***
Всякое увлечение сменяется меланхолией.
***
Постоянство – самый изобретательный способ сделаться дураком.
(дурак)
***
Чтобы какая-либо страсть была изображена приемлемым образом, необходима видимость действительности, - чтобы тронуть души других, нам самим надлежит быть растроганными или же казаться таковыми на каких-либо вероятных основаниях.
***
Если есть Всеобщий Ум - а у него не может быть частных интересов, - то всеобщее благо, или благо целого, и его собственное благо - по необходимости одно и то же. Он не может стремиться ни к чему помимо целого и ни к чему по ту сторону целого и не может быть побужден ни к чему противному себе.
***
Нет картины более несообразной, чем палач и гаер на одной и той же сцене. И однако, убежден, что это очевидный образ известных современных фанатиков в их обращенных друг против друга писаниях. Их сочинения отличаются тем же изяществом, что игры детей, капризных и переменчивых в своем настроении, которые в одну и ту же минуту хнычут и резвятся и почти в один и тот же миг могут смеяться и плакать.
***
Людей порочных, наглых, дерзких исправят власти, но людей, дурно рассуждающих, только сам рассудок может научить лучшему.
***
Серьезность – в самой природе обмана.
( обман)
***
Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром.
***
Мы можем иметь прекрасный вкус в музыке, но можем не уметь исполнять ее, мы можем хорошо судить о поэзии, не будучи поэтами и ничуть не обладая поэтической жилкой, но мы не можем иметь сносного понятия о благости, не будучи сносно добрыми.
***
Ничем мы так не оскорбляем истину, как чрезмерным обнажением ее в известных случаях. С разумом - то же самое, что и с глазами: для вещи такого-то размера и для такого-то фасона нужно столько-то света, а не больше. Всякая чрезмерность вносит неясность и мрак.
***
Нет ничего более привычного, чем рассуждать о человеке в его едином государстве и национальных отношениях, поскольку ведь он связан с тем или иным обществом по рождению или натурализовался в нем; но вот рассматривать его как гражданина мира, как жителя единого мира, проследить его родословную чуть глубже и увидеть основание и предназначение его в самой природе - это может показаться каким-то замысловатым и чрезмерно утонченным рассуждением.