лого Штуки-дрюки

Знаменитости, ушедшие в 2019 году. ФОТО >>>

4 июня 1856 года основана Третьяковская галерея

4 июня 1856 года купцом Павлом Третьяковым был основан московский художественный музей, ныне известный как Государственная Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея - московский художественный музей, основанный купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

Основателем галереи является промышленник и меценат Павел Третьяков, происходивший из небогатого купеческого рода. Вместе со своим братом Сергеем они создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход. Впоследствии братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Павел - работами русских художников, а Сергей - полотнами западноевропейских мастеров.

Датой создания галереи считается 4 июня 1856 года, когда Павел Третьяков приобрёл две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Это не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Коллекционер хотел создать национальный музей, в котором будут представлены работы русских художников.

Сам Павел Третьяков говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».

Павел Третьяков

Павел Третьяков

В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на пасхе», написанную Василием Перовым. На полотне изображалась антицерковная сатира - участники крёстного хода показаны выпившими, а их образы примитизированы, - что вызвало вопросы следователя Пречистенской и Хамовнической полицейских частей. В последующие годы в собрание галереи вошли работы художников-передвижников: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна.

История Третьяковской галереи

В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу - музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В 1868-м Третьяков был избран почётным вольным общества Академии художеств, что позволило меценату официально поддерживать малоизвестных мастеров: Василия Максимова, Иллариона Прянишникова, Виктора Васнецова и Владимира Маковского. По совету Льва Толстого, Третьяков купил картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина и «Милосердие» Николая Ге, не одобренные имперскими властями. Это вдохновляло художников не бояться цензуры.

На рубеже 1890-х годов Третьяковская галерея приобрела статус национального музея, частного по принадлежности и общественного по характеру. Это означало, что галерея была открыта для бесплатного посещения для любого посетителя. В это же время Павел Третьяков стал принимать участие в организации государственных мероприятий. Так, меценат решал вопрос о создании отдела русской живописи на международной выставке 1892 года в Париже.

В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу.

На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи. В его обязанности входил отбор произведений для постоянной экспозиции, приобретение картин на государственные средства, а также решение вопросов о расширении помещений музея. В честь передачи галереи городу в 1894 году Московское общество любителей художеств собрало Первый съезд русских художников, на котором с речью выступил художник Николай Ге.

Основа музейной коллекции сформировалась в 1860-1880-е годы. В 1872-1873 годах Перов написал для Павла Третьякова портреты писателей Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева, историка Михаила Погодина, учёного Владимира Даля, поэта Аполлона Майкова. Портрет Тургенева не понравился Третьякову, который лично знал писателя.

Специально для коллекции Третьяковской галереи в 1873 году Иван Крамской нарисовал портрет Льва Толстого. Для этого художник приехал в Ясную Поляну, однако граф не был настроен на позирование и всячески мешал процессу. Сын писателя Сергей вспоминал, что Крамской смог написать только голову Льва Толстого, остальные части тела и одежду ему пришлось дописывать по памяти.

В последующие годы Третьяков заказывал у Николая Ге портреты Александра Герцена, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, историка Николая Костомарова и писателя Алексея Потехина.

В 1884 году в галерею поступила работа Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая, по мнению Третьякова, отражала «крестьянскую реальность» и должна была экспонироваться в отдельном зале. Через несколько лет полотно переместили в общий зал, а Третьяков купил у Репина другие его работы: «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста», в которых художник воплотил образы революционных борцов и деятельность группировки «Народная воля». В это же время в коллекцию Третьяковской галереи вошли работы Василия Сурикова, первая из которых - «Утро стрелецкой казни» - была куплена в 1881 году на IX Передвижной выставке. Позднее Третьяков приобрёл «Боярыню Морозову» и другие полотна Сурикова, за созданием некоторых из них Третьяков следил прямо в мастерской.

Многие работы для Третьяковской галереи приобретались на выставках в оживлённой борьбе за покупку.

В 1890-е годы в фонды вошли работы русских художников-реалистов, которые изображали жизнь русских рабочих. Примером таких произведений стали «Кочегар» Николая Ярошенко, «Шахтёрка», «Смена» и «Шахтёр-тягольщик» Николая Касаткина. В этот же период в музейную коллекцию вошли картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Псковитянка», портрет Петра Чайковского работы Николая Кузнецова и другие.

Многие художники приносили в дар Третьяковской галерее свои произведения. Так, в 1894 году Исаак Левитан презентовал галерее работу «Владимирка», Ге - свой портрет, написанный Репиным, Сын Перова - полотно отца «Чаепитие в Мытищах».

Изначально галерея располагалась в специально выделенных комнатах особняка Третьяковых. В 1859 году братья приобрели более 140 работ из Туркестанской серии картин и этюды Василия Верещагина, из-за чего в особняке не стало хватать места. В 1860-м встал вопрос о постройке отдельного здания для картинной галереи. Строительство возглавил архитектор Александр Каминский. К 1874-му он закончил возведение двухэтажного здания, примыкающего к особняку. В нём был обустроен отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция перемещена в два просторных зала.

К концу 1880-х здание галереи неоднократно достраивалось из-за растущей коллекции Третьякова, которая занимала четырнадцать залов. По мере роста собрания к жилой части особняка также пристраивали новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства - подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 годах. После смерти Павла Третьякова в 1898-м особняк реконструировали под экспозиции, а в 1902-1904 годах комплекс зданий объединили общим фасадом в виде древнерусского терема, проектированием которого занимался Васнецов. Возглавлял строительство Василий Башкиров, стоимость реконструкции составила около 30 тысяч рублей.

После смерти Павла Третьякова управление галереей перешло к Совету попечителей, избираемому городской думой. В состав совета в разное время входили известные деятели искусства и коллекционеры.

В 1903 году в галерее впервые были выставлены образцы иконописи, которые Третьяков купил ещё в 1890-е у антикваров И. Л. Силина и Н. М. Постникова. Работы хранились в личных комнатах Третьякова и являлись частью купеческих покоев. Решение о включении икон в основную экспозицию принадлежало главе совета Илье Остроухову, также увлекающемуся коллекционированием иконописи. В 1905 году Остроухов был назначен главой музея.

После революции 1905 года по решению Совета попечителей в Третьяковской галерее был оборудован отдельный зал с портретами художников-демократов: Василия Перова, Ивана Крамского, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Василия Сурикова, а также других деятелей искусства, занимавшихся развенчиванием официальной истории царской Руси. Позиционируя себя как прогрессивное учреждение, музейное руководство не могло проигнорировать происходящие в стране события, однако новые приобретения вызвали долгие споры в городской думе. Так, обсуждались работы Михаила Врубеля «Пан» и «Демон поверженный».

В 1909 году думский гласный Васильев выдвинул обвинение совету, что из-за их «попустительства» и небрежного отношения к экспонатам многие полотна были испорчены. Специально созданная комиссия установила ложность показаний Васильева, однако слухи возобновились после инцидента в 1913-м, когда Абрам Балашов, признанный психически больным, порезал лица на картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После происшествия Илья Остроухов отправил телеграмму художнику с просьбой восстановить картину. На изнанку был приклеен новый холст, реставрация длилась шесть месяцев.

В 1913 году пост попечителя Третьяковской галереи занял художник Игорь Грабарь, под началом которого в музее изменилась концепция формирования экспозиции: если раньше новые поступления выставлялись отдельно от постоянных выставок, то теперь картины были развешаны в историко-хронологическом порядке. В этом же году в Московской городской управе обсуждалась возможность построения нового здания для размещения там расширенной экспозиции. Члены Совета и специально созданной комиссии поделились на два лагеря: одна группа считала, что необходимо построить новое музейное здание, специально оборудованное под нужды галереи, а другая - что перенесение галереи нарушит волю её создателя Павла Третьякова. Последнюю точку зрения поддерживала группа петербургских художников, лично знавших коллекционера. Они же напечатали в газете «Новое время» письмо, в котором обсуждали несообразность строительства новых помещений. Мнение Совета попечителей Третьяковской галереи также разделились. Репин присоединился к мнению петербургских художников, считавший обратное Остроухов принял решение покинуть совет.

После революции 1917 года Третьяковская галерея была национализирована.

Согласно новой культурной политике советской власти, музею присваивалась роль главного художественного центра страны, который должен был отражать развитие СССР. В 1918-м галерея получила статус национального достояния, а музейная экспозиция начала пополняться за счёт других национализированных частных коллекций из дворянских усадеб. Так, в 1919 году в Третьяковку вошла работа Владимира Боровиковского «Портрет князя Александра Куракина», ранее находившаяся в имении Куракино Орловской губернии, а в 1921-м - «Вид соборной площади в Кремле» работы Фёдора Алексеева из имения Ивановское.

Перед главным фасадом Третьяковской галереи стоял памятник Владимиру Ленину, на месте которого в 1939 году был установлен памятник Сталину работы скульптора Сергея Меркулова. В 1958-м памятник Сталину перенесли во двор, а у фасада правого крыла была установлена скульптурная группа «Футболисты». Памятники вождям в 1980 году заменил памятник Павлу Третьякову, выполненный скульптором Александром Кибальниковым по проекту архитектора Игоря Рожина.

После революции Третьяковская галерея начала развивать научную и выставочную деятельность. Первой временной экспозицией стала «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее» в 1918 году. В 1922-м был организован показ полотен Дмитрия Левицкого, в 1923-м - Фёдора Рокотова, а в 1924-м открылись выставки Михаила Врубеля и Петра Кончаловского.

В 1924 году в состав Третьяковской галереи вошли филиалы: Музей живописной культуры, Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи, основу фонда которого составила коллекция.

В 1926 году пост директора музея занял архитектор Алексей Щусев, при нём музейная экспозиция пополнилась полотнами XIX века ликвидированного в 1927-м Госфонда. Через два года в музей поступили картины в стиле формализм из расформированного Музея живописной культуры. В дальнейшем пополнение музейной коллекции происходило через Государственную закупочную комиссию, которая с 1930-х годов играла важную роль в формировании основной экспозиции.

С увеличением фонда возрастала и необходимость обустроить дополнительные помещения. В 1920-е годы в упразднённой церкви Николы в Толмачах был сделан запасник картин.

В 1927-1935 годах средняя часть особняка была дополнена шестнадцатью новыми зданиями, спроектированными лично Щусевым. В присоединённом соседнем доме разместили библиотеку и научный отдел. Благодаря пристройке в 1932 году работу Иванова «Явление Христа народу» и этюды к ней поместили в персональный зал.

К концу 1920-х годов в Третьяковке организовали отдел, посвящённый работам художников из таких ведущих творческих объединений, как Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов и другие. Рукописи из архива бумаг Павла Третьякова легли в основу фонда материалов по изучению русского искусства XIX-XX веков.

В 1925 году в состав Третьяковской галереи вошла художественная коллекция из бывшего Румянцевского музея, в основном состоявшая из работ художников XVIII и первой половины XIX веков: Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, а также представителей академического направления. Из Музея новой западной живописи поступили полотна второй половины XIX - начала XX века: Коровина, Головина, Серова, Коненкова. Несколько работ были приняты из Ленинградского музейного фонда.

В 1933 году в рамках новой культурной политики СССР вышло положение, согласно которому деятельность музея должна была сконцентрироваться на основных направлениях: изучении и экспонировании картин, а также политической и просветительской работе в области искусства России и народов СССР. В это же время происходила коренная перестройка экспозиции Третьяковской галереи по марксистскому принципу, поддерживая идею «бесклассового» искусства. Все произведения художников-авангардистов были перенесены в фондохранилище из-за начавшейся в 1936-м кампании по борьбе с формализмом.

С началом Великой Отечественной войны большая часть фондов Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Перед перевозкой полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. Всего было отправлено 17 эшелонов. Многие сотрудники уходили на фронт, однако научная деятельность музея не прекращалась. Во время битвы за Москву в 1941-1942 годах здание Третьяковской галереи сильно пострадало, его реконструкция завершилась только к 1944-му.

Первая послевоенная экспозиция открылась 17 мая 1945 года.

В 1960-1970 годы в музее проводились выставки произведений 1920-х: Общества художников-станковистов, групп «Четыре искусства» и «Союз русских художников», объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». После Октябрьской революции в фондах Третьяковки хранилась абстрактная композиция Василия Кандинского «Картина с белыми лилиями». В 1974 году полотно оказалось у частного немецкого коллекционера Вильгельма Хака. Доподлино не известно, как именно картина попала к нему. Предполагаются разные версии: советская власть могла обменять картину на письма Ленина, по другой версии её подарил Леонид Брежнев как знак благодарности. Хак изначально выставлял картину у себя, потом передал её в музей города Людвигсхафена. В 2015-м наследники коллекционера забрали полотно и через два года продали на Sotheby’s за 42 млн долларов. «Коммерсантъ» пересчитал стоимость картины на количество слов в письме Ленина и иронично пишет: «Получается, что ленинское слово стоит без малого миллион, а буква идет по 200 тысяч».

В 1980-1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял художник Юрий Королёв. Он занялся вопросом расширения площади экспозиции из-за возросшего количества посетителей. В 1983-м начались строительные работы, через два года был введён в строй депозитарий - хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания по проектам архитекторов Игоря Виноградского, Г. В. Астафьева и Б. А. Климова. В 1989-м с южной стороны от основного здания возвели новый корпус, где разместили конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детскую студию и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. После этого в старом здании музея в Лаврушинском переулке решили разместить коллекцию с древнейших времён до 1910-х, а в здании на Крымском Валу - искусство XX века.

С 1986 по 1995 год комплекс старой Третьяковки был закрыт на капитальную реконструкцию. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, куда перенесли основные экспонаты из основного здания. За это десятилетие в состав Третьяковской галереи вошли московские мемориальные учреждения: дома-музеи Виктора Васнецова, Аполлинария Васнецова, Анны Голубкиной и Павла Корина, а также храм-музей Николая в Толмачах, восстановивший с 1997-го церковные служения. В 1999 году туда была перенесена икона «Богоматерь Владимирская».

Экспозиция Третьяковской галереи

В коллекции Третьяковской галереи находится собрание иконописи XII - XVII веков. Так, в музее экспонируется Владимирская икона Божьей матери, привезённая в Киевскую Русь из Константинополя в начале XII века. Работа является ярким примером иконописи комниновского периода Византии, считающегося временем расцвета стилистических особенностей константинопольского искусства. В 1155 году Боголюбский перевёз икону во Владимир, в 1395-м её вернули в Успенский собор Московского кремля. В Третьяковку икона попала в 1930 году во время гонений на церковь.

Икона «Троица» была написана художником Андреем Рублёвым в 1425-1427 годах по заказу игумена Никона для воспевания памяти Сергея Радонежского. Также в музее выставляется икона «Алексей митрополит», написанная мастером Дионисием в конце XV - начале XVI века в классическом стиле московской школы XV века для украшения Успенского собора.

В собрании галереи находится мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского, изготовленная в начале XII века неизвестными мастерами Михайловского Златоверхого монастыря. Образ святого расположен на внутренней стороне алтарной арки, а сам Дмитрий Солунский представлен в рост: в левой руке у него находится щит, а в правой - копьё с белым остриём. Лицо и руки святого набраны из матовых кусков цветных камней, а нимб - из концентрических рядов золотой смальты.

В собрание входит портрет сподвижника Петра I, первого канцлера Российской Империи графа Гавриила Головкина, выполненный художником Иваном Никитиным в 1720 году. Другой известный экспонат - картина с изображением императрицы Елизаветы Петровны работы Георга Гроота. Картина выполнена в стиле рококо, рядом с Елизаветой изображён разряженный арапчонок. Также в коллекции представлены полотна Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Антона Лосенко, Фёдота Шубина, Михаила Козловского, Фёдора Алексеева, Владимира Боровиковского и других.

В коллекции представлены работы Ореста Кипренского, Александра Орловского, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Павла Федотова, Карла Брюллова.

Среди наиболее известных работ картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», выполненная в 1863 году. Полотно посвящено авантюристке, выдававшей себя за дочь Елизаветы во время пугачёвского бунта. Картина описывает её смерть от наводнения в 1777-м, во время которого были затоплены камеры Петропавловской крепости. За картину Флавицкому было присвоено звание профессора исторической живописи. Также в музее представлены работы Ивана Крамского «Неизвестная» (1883), портрет Веры Репиной «Осенний букет» (1892), выполненный отцом - Ильёй Репиным, картина Серова «Девочка с персиками» (1887) и работы Ивана Крамского, Григория Мясоедова, Василия Перова, Николая Ге, Ивана Айвазовского, Сильвестра Щедрина, Алексея Саврасова, Фёдора Васильева, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Генриха Семирадского, Валентина Серова, Исаака Левитана, Владимира Маковского, Николая Ярошенко, Виктора Васнецова, Николая Рериха, Михаила Врубеля.

Одним из самых ценных полотен, входящих в эту коллекцию, является работа Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году. Композиция картины выстроена так, что из-за высокой линии горизонта создаётся оптическая иллюзия близости персонажа к зрителю. Другие представленные работы: «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» Евгения Лансере (1905), «Дама в голубом» Константина Сомова (1897-1900), «Вихрь» Филиппа Малявина (1906), «Прогулка короля» Александра Бенуа (1906), «Хризантемы» Игоря Грабаря (1905), «Нике» Сергея Конёнкова (1906), «Автопортрет с жёлтыми лилиями» Натальи Гончаровой (1907), «Весна. Времена года (Новый примитив)» Михаила Ларионова (1912), «Портрет Ф. И. Шаляпина в роль Олоферна» Александра Головина (1908), «Розы и фиалки» Константина Коровина (1912), «Московский пейзаж» Николая Крымова (1908), а также полотна Марка Шагала, Мартироса Сарьян, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, скульптуры Веры Мухиной, Сарры Лебедевой, Николая Истомина, Павла Корина и Александра Герасимова.

В фонды музея входят работы советского периода, больше всего в стиле реализм. Коллекция включает полотна художников Дурды Байрамова, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, коллектива Кукрыниксы, Михаила Куприянова, Александра Лактионова, Александра Самохвалова, Мартироса Сарьяна, Бориса Угарова, Татьяны Яблонской, Игоря Грабаря, Владимира Татлина, работы в пластике скульпторов Заира Азгура, Евгения Вучетича, Матвея Манизера, Николая Андреева, Александра Матвеева, Дмитрия Цаплина, Алексея Сотникова, Василия Ватагина, Владимира Домогацкого, Николая Томского, Ивана Ефимова, Андрея Марца, Алексея Цветкова, Леонида Сокова, Вадима Сидура, Александра Бурганова, Александра Рукавишникова, Владимира Соскиева, Владимира Цигаля, Михаила Дронова и других.

Изделиям из благородных металлов и драгоценных камней, выполненных в период с XI по XX век, отведён отдельный зал Третьяковки. Собрание включает в себя предметы церковного и светского назначения.

Экспозиция Третьяковской галереи

Третьяковская галерея 2

Третьяковская галерея 3

Третьяковская галерея 4

Третьяковская галерея 5

Третьяковская галерея 6

Третьяковская галерея 7

Третьяковская галерея 8

В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной рядом с главным зданием галереи, должно быть построено в 2018-м. Согласно проекту, новый корпус Третьяковской галереи - высотой в 4-5 этажей, а общая площадь - около 35,1 тысячи м².

Музей осуществляет активную выставочную деятельность. Так, в 2016 году в здании Новой Третьяковки прошла выставка работ Валентина Серова, на которой было представлено более 250 полотен художника, в том числе из зарубежных музеев и частных коллекций. За время действия выставки её посетило более 400 тысяч человек.

В 2018-м была открыта выставка к 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

В августе 2018 года стало известно о вхождении в состав Третьяковской галереи мастерской Ильи и Эмилии Кабаковых, расположенной на Сретенском бульваре, 6. По словам Эмилии Кабаковой, в мастерской будет организовано дополнительное выставочное пространство современного искусства.

27 января 2019 года в рабочее время из галереи вынесли картину Архипа Куинджи «Ай-петри. Крым». На следующий день её нашли неповреждённой, похититель арестован. Также в феврале 2019 года, в связи с предстоящей выставкой работ Ильи Репина, Третьяковская галерея заключила дополнительный контракт с Росгвардией. Ведомство обязуется установить дополнительный пост охраны в здании Третьяковской галереи на Крымском валу.

После выставки в Русском музее картина Куинджи направляется на реставрацию. Предполагается передублировать картину на новый холст, чтобы обезопасить её лицевую сторону. Старый холст при этом снимается, авторская бумага остается неприкосновенной.




Загрузка...





Главная Контакты 2014-2019 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.