лого Штуки-дрюки

Юрий Олеша - биография, новости, личная жизнь

Юрий Олеша

Юрий Олеша

Юрий Карлович Олеша. Родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) — умер 10 мая 1960 года в Москве. Русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист.

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1899 года в Елисаветграде (затем Кировоград, с 2016 года - Кропивницкий).

Его семья была обедневшими белорусскими дворянами. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.

Отец - Карл Антонович Олеша, акцизный чиновник. После революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы.

Мать - Олимпия Владиславовна (1875-1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына.

Старшая сестра - Ванда (1897-1919), умерла от тифа в юности.

Родным языком Юрия был польский.

В 1902 году семья переехала в Одессу. Там Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии. Ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.

Юрий Олеша в молодости

Юрий Олеша в молодости

В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). "Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни - это моя работа в "Гудке". Тут соединилось всё: и моя молодость, и молодость моей советской родины, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики", - позднее писал Олеша в своем дневнике.

В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке, в котором, как писал он в своем дневнике, все «буквально играло, веселилось моцартианское начало».

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений. Писатель оказался невостребованным. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову: "Кавалеров — это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров — пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло".

Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты — это ты, или — никто». Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички "писатель"».

Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям).

В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка того времени, которую он не воспринимал, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог. "Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция", — писал он в своём дневнике.

Юрий Олеша 2

Однако о том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. После смерти писателя, в 1961 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году. В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова).

"Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар - не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребёнок, услышав метафору, даже мимоходом, даже краем уха, выходит на мгновенье из игры, слушает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно", - писал он о себе.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Эм. Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша ответил: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

"В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, - важно, что я каждую минуту жил", - говорил Олеша.



Личная жизнь Юрия Олеши:

Ухаживал за Валентиной Леонтьевной Грюнзайд, которой даже посвятил книгу «Три толстяка». Однако Грюнзайд предпочла ему другого - стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева).

Проживал в гражданском браке с Серафимой Суок.

Серафима Суок - гражданская жена Юрия Олеши

Серафима Суок гражданская жена Юрия Олеши

Жена - Ольга Суок (1899—1978), родная сестра его бывшей гражданской жены Серафимы Суок. Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.

Юрий Олеша с Серафимой и Ольгой Суок

Юрий Олеша с Серафимой и Ольгой Суок

Юрий Олеша и Ольга Суок

Юрий Олеша и Ольга Суок

Библиография Юрия Олеши:

Романы:

«Три толстяка» (1924);
«Зависть» (1927);
«Нищий» (эскизы, 1929)

Пьесы:

«Маленькое сердце» (1918, текст утерян);
«Игра в плаху» (1920);
«Заговор чувств» (1929, инсценировка романа «Зависть»);
«Три толстяка» (1929, инсценировка одноимённого романа);
«Список благодеяний» (1930);
«Смерть Занда» (неоконченная пьеса о коммунисте Занде в 6 сценах, 1929—1930);
«Смерть Занда» (другое название — «Чёрный человек», наброски к пьесе о писателе Занде, 1931—1934);
«Бильбао» (эскизы, 1937—1938);
«Черная бутылка» (эскизы инсценировки романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта», 1946);
«Идиот» (инсценировка романа Ф. М. Достоевского, 1958);
«Цветы запоздалые» (инсценировка рассказа А. П. Чехова, 1959);
«Гранатовый браслет» (эскизы инсценировки повести А. Н. Куприна, 1959)

Киносценарии:

«Рассказ об одном поцелуе» (1918; судьба фильма неизвестна);
«Строгий юноша» (1934, для фильма «Строгий юноша»);
«Кардинальные вопросы» (1935, не снят);
«Солдаты болот» («Вальтер», для фильма «Болотные солдаты», 1938);
«Ошибка инженера Кочина» (для фильма «Ошибка инженера Кочина», совм. с А. Мачеретом, 1939);
«Двадцатилетие советской кинематографии» (для документального фильма «Кино за 20 лет», совм. с А. Мачеретом, В. Пудовкиным, Э. Шуб, 1940);
«Маяк» (диалоги для новеллы из «Боевого киносборника № 9», 1942);
«Девочка и цирк» (для мультфильма «Девочка в цирке», 1949);
«Огонь» («Мышь и время», 1950, не снят; позже сценарий был переработан М. Вольпиным и О. Суок для мультфильма «Огонь», 1971);
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (для мультфильма "«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1951);
«Море зовёт» (диалоги для фильма «Море зовёт», сценарий В. Морозова, Н. Морозовой, 1959);
«Три толстяка» (по одноимённому роману, 1959, не снят)

Поэмы:

«Агасфер» (1920);
«Беатриче» (1920)

Дневники:

«Ни дня без строчки» (избранные фрагменты, разделённые по темам);
«Книга прощания» (полное издание, исключающее некоторые повторы, в хронологическом порядке)

Экранизации произведений Юрия Олеши:

1963 — Три толстяка (мультфильм);
1966 — Три толстяка (фильм);
1967 — Зависть (телеспектакль);
1967 — Ангел (киноальманах «Начало неведомого века», новелла первая);
1969 — Цветы запоздалые (инсценировка рассказа Чехова, сделанная Юрием Олешей);
1971 — Огонь (мультфильм);
1980 — Разлучённые (мультфильм).

кадры из фильма "Три толстяка"

кадр из фильма Три толстяка

кадр из фильма Три толстяка 2

кадр из фильма Три толстяка 3

Сценарии Юрия Олеши к фильмам:

1936 — «Строгий юноша»;
1938 — «Болотные солдаты»;
1939 — «Ошибка инженера Кочина»;
1940 — «Кино за 20 лет» (документальный);
1942 — «Боевой киносборник № 9» (новелла «Маяк», диалоги);
1950 — «Девочка в цирке»;
1951 — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
1959 — «Море зовёт» (диалоги)





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.